Техника чтения

«Чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам».
          Ребёнку, который не умеет хорошо читать, очень трудно выполнять различные задания. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив. Он не хочет брать книгу, потому что читать при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Нормы и критерии техники чтения
1 класс

уровень
2 четверть
3 четверть
4 четверть
низкий
10 слов
20 слов
25 слов
средний
10-15 слов
20-25 слов
25-30 слов
выше среднего
16-20 слов
26-35 слов
31-40 слов
высокий
больше 20 слов
больше 35 слов
больше 40 слов

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2 класс

балл
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
"2"
25 слов
30 слов
35 слов
40 слов
"3"
26-34 слова
31-39 слов
36-49 слов
41-54 слова
"4"
35 - 45 слов
40-54 слова
50-64 слова
55-70 слов
"5"
больше 46 слов
больше 55 слов
больше 65 слов
больше 71 слова

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3 класс

балл
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
"2"
40 слов
45 слов
55 слов
60 слов
"3"
40-54 слова
45-59 слов
55-69 слов
60-74 слова
"4"
55-70 слов
60-75 слов
70-85 слов
75-90 слов
"5"
больше 70 слов
больше 75 слов
больше 85 слов
больше 90 слова

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4класс

балл
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
"2"
65 слов
70 слов
80 слов
90 слов
"3"
65-74 слова
70-84 слова
80-94 слова
90-104 слова
"4"
75-90 слов
85-100 слов
95-110 слов
105-120 слов
"5"
больше 90 слов
больше 100 слов
больше 110 слов
больше 120 слов

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.
Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.
Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.
В.Н.Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.

Источник: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий